После американской мыльной оперы по наделению деньгами американских автокомпаний
собственную постановку на ту же тему представляет Европа. В отличие от
заокеанского спектакля, у нового много режиссеров, да и актеров
задействовано много больше.
Автозаводы вынуждены снижать объемы производства
Renault не сможет уволить ни одного сотрудника
В Германии главный объект госпомощи – компания Opel
Для многих стран Европы интересы ЕС померкли перед собственными проблемами
Проблемы кризиса стали очевидны для
европейцев чуть позже, но трясет их не менее сильно. Во-первых, продажи
упали, во-вторых, резонанс от американских событий. В прошлом году
продажи автомобилей в Европе упали на 8%. Привыкшие к повышенному
спросу на свою продукцию автоконцерны вынуждены снижать объемы производства.
На кону оказался рынок с ежегодными продажами в 780 млрд евро, 2,3 млн
рабочих мест, задействованных собственно в автоиндустрии, и примерно 10
млн в смежных отраслях.
В 2009 году прогнозируется
падение еще на 15%, и своих ресурсов на затыкание разных финансовых дыр
у автокомпаний не хватит – им нужна господдержка примерно на 15 млрд
евро.
Франция собирается выделить 6 млрд евро
своим автопроизводителям, чтобы они могли не закрывать свои заводы.
Италия собирается пожертвовать 1,2 млрд евро. Испанское правительство
утвердило план помощи автопрому на 4 млрд евро, Германия запланировала
2-миллиардные траты, а Великобритания – 3 миллиарда. Но за каждый
скормленный автокомпаниям миллиард чиновники требуют от них множество
мелких услуг.
Наиболее интересно события развиваются
во Франции. Развитое профсоюзное движение в этой стране сумело выбить
неслыханные преференции для рабочих. Государству, несколько утомленному
поджогами машин и прочими чудачествами своих граждан, нужна социальная
стабильность. Оно готово предоставить 4 млн евро концернам Renault и
PSA Peugeot Citroen в обмен на запрет увольнений сотрудников.
Тот
же Renault планирует сократить производство автомобилей в этом году на
20%, однако, похоже, не сможет сократить при этом ни одного сотрудника.
Если раньше рабочие, отправленные по домам из-за остановок
производства, получали лишь 60% от своей зарплаты, то теперь они будут
получать полную стоимость – 75% от государства вроде пособия по
безработице и оставшуюся часть из антикризисного фонда компании.
В
Германии тем временем основным объектом государственных инвестиций в
автопроме должен стать Opel. Компания, которой в ближайшее время
предстоит отделиться от General Motors,
очень нуждается в живых деньгах – для достижения относительного
спокойствия нужно 3,3 млрд евро. Правда, государство в данном случае не
собирается так просто расставаться с деньгами и предлагает разыграть
постановку по американскому образцу – с предоставлением планов,
слушаниями в парламенте и влиятельными противниками помощи частной
компании. Так, некоторые лидеры правящей в стране партии
“Христианско-демократический союз” считают, что помощь государства
даст Opel несправедливое конкурентное преимущество перед другими
компаниями и эта помощь вообще создаст прецедент, к которому потом
будут апеллировать другие автокомпании, если им вдруг понадобятся
деньги. Правда, политики из тех районов ФРГ, где находятся заводы
компании, более сговорчивы и настаивают на спасении свыше 25 000
рабочих мест, которые есть у попавшего в передрягу автогиганта.
Кстати,
большинство наблюдателей отметили, что с приходом кризиса крупные
европейские страны наплевали на идею Евросоюза и пытаются решить
проблемы самостоятельно, с учетом интересов национального, а не
общеевропейского бизнеса.
Поэтому уже сейчас большинство чиновников видят в планах по спасению тех же Renault или Opel угрозу рынку ЕС.
Протекционизм – это не то, что нужно автопрому и Европе в целом.
Французский план может сильно изменить отношения государства и рынка.
Что
же касается проблем немецкого Opel, то здесь Еврокомиссия готова пойти
на послабления, если это гарантирует выживание компании в долгосрочной
перспективе.
Как отметил комиссар ЕС по вопросам
промышленности Гюнтер Ферхейген: “Мы надеемся, это (помощь от немецкого
правительства) поможет выжить компании. Но я не верю, что правительство
может быть лучшим автопроизводителем, чем представители самих
автокомпаний”.
Руководители ЕС призывают координировать реализацию всех программ по поддержке автопрома
в европейских странах, чтобы избежать развития протекционизма на
европейском рынке. Однако кризис набирает обороты, и государства
предпочтут спасти свое родное, пожертвовав общими благими идеями.
Сергей Самсонов, autonews.ru