Старый новый курс для КНР

by Bs.kg 17. ноября 2008 22:10

Китайские власти в ближайшие два года потратят сотни миллиардов долларов на финансирование инфраструктурных проектов, чтобы предотвратить экономический спад, чреватый социальными потрясениями

Неожиданное заявление о введении в действие антикризисного плана на 580 млрд долларов свидетельствует, что экономическая ситуация в КНР вызывает серьезные опасения у властей

Неожиданное заявление о введении в действие антикризисного плана на 580 млрд долларов свидетельствует, что экономическая ситуация в КНР вызывает серьезные опасения у властей

 

На масштабные инвестиционные проекты до конца 2010 года Госсовет КНР выделит 4 трлн юаней (580 млрд долларов). Об этом плане в кулуарах говорили довольно давно, но большинство экспертов ожидали официального объявления ближе к концу года, после государственного форума по экономическому развитию, который должен пройти в Пекине в конце ноября.

Неожиданное заявление указывает на то, что экономическая ситуация в КНР вызывает серьезные опасения властей. Уже в IV квартале этого года государство в общей сложности потратит почти 60 млрд долларов (в основном на жилищное строительство), что должно компенсировать экономические потери от снижения объемов внешней торговли. В минувшем октябре Китай получил рекордный торговый профицит в 35 млрд долларов, но если раньше такие цифры свидетельствовали бы о росте экономического могущества, то сегодня говорят об обратном: резкое сокращение импорта вызвано ослаблением китайской экономики.

Новые проекты должны занять освобождающееся трудоспособное население и стимулировать внутренний спрос. Только так Китай может сохранить темпы экономического роста на уровне 7,5–8% в год, необходимые для обеспечения социальной стабильности.

Десять пунктов

Пакет антикризисных мер предусматривает значительное увеличение капитальных инвестиций по семи основным направлениям. Это возведение социального жилья, улучшение деревенской инфраструктуры, вложения в транспорт (с акцентом на железные дороги), строительство и реконструкция школ и больниц (особенно в относительно плохо развитых внутренних провинциях), улучшение экологической обстановки (строительство очистных сооружений), инвестиции в разработку новых технологий и восстановление районов, пострадавших от землетрясения в провинции Сычуань.

Программа содержит еще три пункта, касающихся непосредственно стимулирования внутреннего спроса и повышения располагаемого дохода китайских потребителей. Речь идет, во-первых, о субсидировании цен на зерно и увеличении финансовой помощи крестьянам, во-вторых, об изменении механизма взимания налога на добавленную стоимость (что должно позволить китайским компаниям экономить около 17 млрд долларов каждый год) и, в-третьих, об отмене всех государственных ограничений на выдачу банковских кредитов.

Вплоть до последнего времени для каждого крупного банка был установлен максимальный ежегодный объем кредитов, который, как правило, почти полностью выбирался уже за первые шесть-восемь месяцев каждого года. Теперь банки смогут строить свою кредитную политику самостоятельно, без постоянной оглядки на регулирующие органы.

Новая же налоговая система, как ожидается, даст возможность китайским компаниям больше инвестировать в развитие производства — такие вложения не будут облагаться налогами. В конце прошлой недели было объявлено о возвращении к практике возмещения налога на добавленную стоимость для экспортеров. С 1 декабря этого года налог будет возвращаться производителям каждого третьего товара в ассортименте китайского экспорта.

Пугающие цифры

Скорее всего, китайские власти реагируют на последние статистические данные, которые свидетельствуют о начале замедления китайской экономики. Рост ВВП в III квартале 2008 года составил 9% — худший результат за последние три года. Инфляция в октябре упала до 4% по сравнению с 8% в начале этого года, а индекс цен на жилье достиг низшего уровня за последние два года.

Снижаются темпы роста и в розничной торговле, особенно среди товаров не повседневного спроса. Продажи бытовых приборов в октябре увеличились лишь на 0,8% по сравнению с почти 20% в начале года, а продажи машин — на 19% по сравнению с июньскими 34%.

Рост налоговых поступлений за первые девять месяцев этого года составил 16%, тогда как в прошлом году — 32%. Еще хуже обстоят дела с промышленным производством, здесь в октябре были отмечены самые низкие темпы роста за последние семь лет. «В ближайшие месяцы эти показатели будут падать еще больше из-за сокращения спроса», — утверждает экономист банка Nomura Сунь Минчунь. Если еще весной главной проблемой для КНР считалась инфляция, то сегодня власти отчаянно пытаются не допустить сползания в дефляцию. В последние два месяца по отдельным группам товаров уже отмечены отрицательные темпы роста производства, а заводские цены на продукцию достигли минимальных значений за последние годы.

Скорая помощь

Почувствовав неладное, китайские власти решили действовать как можно быстрее, не дожидаясь окончательной доработки антикризисного плана. Подробности антикризисной программы пока до конца не известны. Непонятно, какая часть обещанных инвестиций новая, а какая уже включена в ранее объявленные программы, например в план развития железных дорог, предусматривающий вложение 2 трлн юаней, или программу расширения строительства дорог и водных артерий до 2020 года, под которую выделено 5 трлн юаней.

Впрочем, даже само объявление антикризисного плана дало быстрый эффект. Региональные фондовые индексы на следующий день после оглашения взлетели на 6–10% (правда, позже упали под давлением новых негативных новостей из США и Европы).

Формально в ближайшие два года китайское правительство будет дополнительно ежегодно инвестировать около 6% ВВП, но реально оценить инвестиционный толчок намного сложнее. «Часть этих инвестиций будет компенсировать спад частных вложений в строительство и производственные мощности, поэтому о точных цифрах дополнительных инвестиций говорить пока рано», — утверждает старший экономист UBS по Китаю Тао Ван.

Проблем с финансированием плана у китайских властей возникнуть не должно. «В Китае очень низкий уровень госдолга, менее 20 процентов ВВП, кроме того все последние годы здесь отмечается профицит бюджета, в случае необходимости китайские власти с легкостью профинансируют два-три процента, а то и больший дефицит», — считает Тао Ван. Ожидается, что федеральные программы будут финансироваться за счет выпуска государственных облигаций, а также с привлечением займов от крупных государственных банков.

Аналитики сравнивают план китайских властей с Новым курсом, принятым американским президентом Франклином Рузвельтом в 30−х годах прошлого века для выхода из Великой депрессии. «Это Новый курс с китайской спецификой», — говорит старший экономист Morgan Stanley Ульрих Цзин. Примерно так же в Китае реагировали на проблемы десять лет назад, когда в 1997–1998 годах в стране появились признаки снижения темпов экономического роста.

Пока сложно сказать, насколько эффективными окажутся прописанные инвестиционные инъекции. Дело в том, что все последние годы экономический рост страны был основан как раз на внутренних капитальных инвестициях, увеличивающихся на 20% ежегодно, — на них приходилось до 8% прироста китайского ВВП. Более того, именно сокращение этой доли было в последние два года одной из главных стратегических целей китайских экономистов. Теперь экономика КНР возвращается на привычные рельсы, причем неизвестно, сможет ли новый инвестиционный толчок придать ей необходимое ускорение, — некоторые аналитики сомневаются, что экономика сможет достаточно быстро и качественно обработать все предназначенные для нее деньги.

Определенная сложность есть и в том, что значительная часть инфраструктурных проектов не отвечает текущим потребностям общества, а нацелена на то, чтобы их создавать. В Китае за последние годы построено 50 тыс. километров современных автодорог, притом что водительские права имеет лишь каждый десятый житель. Для сравнения: в сопоставимых по размерам США проложено 75 тыс. километров, и догнать американцев китайцы планируют в ближайшие пять-восемь лет.

В любом случае эффект от инвестиционной активности государства будет заметен лишь во второй половине следующего года, за счет чего, как полагают в UBS, Credit Suisse и Morgan Stanely, и удастся вытянуть темпы роста ВВП на уровень 7,5–8%.

Деньги из кубышки

Впрочем, бесконечно наращивать капитальные вложения невозможно, да и эффективность таких инвестиций с каждым годом будет снижаться. Сегодня китайским властям необходимо убедить собственных граждан начать наконец тратить деньги. С 2000 года доля сбережений к ВВП выросла с 37 до 51% , и это несмотря на фактически отрицательные ставки депозитов (с учетом инфляции) все последние годы.

Хотя Китай и Америка одновременно переживают экономический кризис, его природа отличается самым радикальным образом. И США, и КНР пора начинать жить по средствам, но значит это «по средствам» для двух стран совершенно разное. Если американцы хронически потребляли больше, чем производили, а теперь вынуждены затянуть пояса, то потребление в КНР всегда существенно отставало от располагаемых доходов. Китаю жизненно необходимо развивать потребительское кредитование и ипотеку, которые пока пребывают в зачаточном состоянии. И вот в октябре этого года власти ослабили требования для получения ипотечных кредитов (в КНР они регулируются на государственном уровне). «Сегодня объемы нашего бизнеса в Китае сопоставимы с таиландскими, при многократной разнице в экономических масштабах, в КНР совершенно не развито частное кредитование», — делится с «Экспертом» сотрудник отдела Moody's, занимающегося оценкой банковских рисков.

Удастся ли китайским властям запустить маховик внутреннего спроса, пока не ясно. В этом смысле намного важнее выглядят вложения не в дорожное строительство, а в строительство школ и больниц. Вот уже четыре года в стране активно развивается социальное и медицинское страхование, которое в теории должно высвободить накопленные на черный день капиталы и заставить их работать на экономику. По данным на 2007 год, схемы медицинского страхования получили распространение уже в 86% сельских уездов. Если в ходе антикризисной программы укрепятся социальные системы, это станет главным результатом, позитивное влияние которого скажется на экономике КНР и после окончания кризиса.

Tags:

Комментарии закрыты